– УО «Кличевский ГАТК»

“#Мая_Зямля_Прыдняпроўе”

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса

«Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий

областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

 

  1. Общие положения

1.1.    Настоящие условия определяют порядок проведения конкурса

«Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» (далее – конкурс).

1.2.    Организатором мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» является главное управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета (далее – управление образования), управление культуры Могилевского областного исполнительного комитета,УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО), ГУДО «Областной центр творчества» (далее – ОЦТ).

  1. Цель и задачи

Конкурс проводится с целью формирования у учащихся гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств; приобщения к историко-культурным, природным ценностям, народным традициям и обычаям своей малой родины.

Задачи:

массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Могилевщины;

формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств и национального самосознания;

привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению исторического прошлого своего региона, района по сохранению исторической памяти о родном крае и личностях внесших большой вклад в изучении малой Родины;

создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта;

создание информационного банка данных экскурсионных маршрутов Могилевщины;

расширение и углубление интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся;

выявление инновационных методик работы музеев учреждений образования, популяризация их деятельности как образовательного пространства.

  1. Участники конкурса

В конкурсе принимают участие воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;

учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования, дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.

  1. Для организации конкурса на каждом этапе создаются оргкомитеты:

в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;

в районах – структурными подразделениями горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования.

Оргкомитет каждого этапа конкурса:

обеспечивает организационное и методическое сопровождение конкурса;

доводит информацию о конкурсе до сведения учреждений образования;

осуществляет персональный отбор членов жюри конкурса;

анализирует и обобщает итоги конкурса в средствах массой информации.

  1. Срок реализации конкурса

Конкурс проводится с 15 февраля по 10 мая 2021 г. в учреждениях образования области.

  1. Условия и порядок проведения конкурса

Основным содержанием конкурса является:

обновление существующих и создание новых тематических культурно-познавательных, эколого- и туристско-экскурсионных маршрутов, а также разработка и создание маршрутов с использованием новых экскурсионных объектов;

исследование историко-культурных и природных памятников, возрождение культурных традиций регионов;

создание промопродукции о туристических возможностях регионов (интерактивная карта «Мой родны кут…», фотографии, видеоролики, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.);

проведение рекламно-информационных и презентационных мероприятий.

Для подготовки материалов конкурса учащиеся:

участвуют в походах, тематических экскурсиях и экспедициях по малой родине,мастер-классах, музейно-педагогических занятиях и лекциях, исследуют объекты историко-культурного и природного наследия малой родины, систематизируют и анализируют собранный материал;

изучают и анализируют материал по истории населенного пункта (документы, архивные сведения, научную и историческую литературу).

Учреждения культуры региона могут оказывать консультативную и методическую помощь учреждениям образования в выборе объектов, подготовке необходимых материалов.

Также учреждениями культуры в период подготовительного этапа для участников проекта будут запланированы и проведены тематические выставки, лектории, мастер-классы и иные культурные мероприятия в соответствии с целью и задачами проекта.

Конкурс проводится по номинациям: «Мой родны кут…»; «Тапонімы побач».

6.1. Номинация «Мой родны кут…».

Каждое учреждение образования области разрабатывает экскурсионно-туристический маршрут по своему населенному пункту, отражающий специфику социокультурного пространства микрозоны учреждения образования включающий археологические, этнографические, культурные, религиозные, «утраченное наследие», спортивные, военные, промышленые, экологические и др. объекты.

Участники конкурса определяют, изучают и описывают памятники истории на территории региона (города, района). Далее с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создается интерактивная карта «Мой родны кут…» со сносками, которые содержат описание и фотографии объектов.

На конкурс представляется текстовый материал, оформленный в виде каталога памятников региона, в котором содержится: карта-схема памятников региона с обозначением их местонахождения, краткое описание памятника (название, время создания, адрес местонахождения, автор, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, а также ссылка размещения созданной интерактивной карты.

Критерии оценки:

соответствие условиям;

информационная содержательность;

наглядность;

художественное оформление.

6.2. Номинация «Тапонімы побач».

Участники должны представить на конкурс отчетный материал по исследованию местных айконимов, урбанонимов, годонимов, гидронимов, микротопонимов населенных пунктов и его окрестностей. Материал должен создаваться в процессе анализа научной литературы и опроса местных жителей с исследованием истоков географических названий местности. Кроме этого, необходимо с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создать интерактивную карту «Тапонімы побач» со сносками, которые содержат описание и фотографии объекта.

Итоги поисково-исследовательской работы оформляются в виде творческих проектов: презентаций или видеороликов.

Творческие проекты предоставляются обязательно в бумажном виде и на электронном носителе. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.

Критерии оценки творческих проектов:

соответствие заданной теме и ее раскрытие;

историческая достоверность;

наглядность (использование в проекте иллюстраций, фотографий, рисунков, карт и др.);

логичность и последовательность изложения;

дополнительно для видеороликов – качество выполнения (звук, визуальные эффекты) и режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность).

6.3. Номинация «Родны кут вачыма дзіцяці…».

Участие в номинации конкурса принимают педагогические работники учреждений дошкольного образования, с предоставлением материалов по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе приобщения к историко-культурным, природным ценностям, народным традициям и обычаям, отражающих специфику социокультурного пространства их населенного пункта.

Участники разрабатывают материалы о тематических культурно-познавательных и экологических местах (объектах) (о родном городе, посёлке, достопримечательностях малой родины; о людях, прославивших Беларусь, их деятельности). Далее с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создается интерактивная карта для детей дошкольного возраста по теме «Родны кут вачыма дзіцяці…» со сносками, которые содержат описание и фотографии объектов.

На участие в данной номинации конкурса представляется текстовый материал, оформленный в виде каталога населенного пункта, в котором может содержаться: карта-схема памятника(ов) либо значимого места с обозначением их местонахождения с кратким описанием значимого места, фотографии объекта, а также ссылка размещения созданной интерактивной карты.

Критерии оценки:

соответствие содержания заявленной теме;

соответствие содержанию учебной программы дошкольного образования;

информационная содержательность в соответствии с возрастными особенностями;

учет принципов дидактики (учет возрасных особенностей детей дошкольного возраста, научности и др.).

  1. Подведение итогов конкурса

Для подведения итогов конкурса оргкомитетом соответствующего этапа создается жюри, которое:

оценивает работы, которые представлены обучающимися;

определяет победителей и призеров конкурса.

Итоги конкурса подводятся отдельно по возрастным категориям.

Каждое учреждение образования области до 1 мая 2021 г. представляет в структурные подразделения горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы по образованию) по территориальному признаку материалы, проекты, отражающие специфику социокультурного пространства микрозоны учреждения образования (памятники и памятные места, выдающиеся природные объекты, музеи, промышленные предприятия и организации, спортивные объекты, описание аутентичных обрядов и традиций и др.).

В ходе подготовки материалов учащиеся вовлекаются в активные формы работы: походы, экскурсии, наблюдения и др. При подготовке материалов участники Проекта (обучающиеся и педагогические работники) могут использовать на безвозмездной основе материально-техническую базу, методическое сопровождение и ресурсный потенциал учреждений культуры, спорта и туризма, организаций и предприятий.

Материалы должны содержать наименование объекта, его описание, историческую, этнокультурную, социально-экономическую идентичность и визуальное изображение и другую значимую информацию об объекте.

Приказ от 09.02.2021 года  № 94-0

 «О проведении конкурса «Вандроўка ў мінулае»

в рамках мероприятий областного проекта

«#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

          В целях формирования основ ценностного отношения к социокультурному наследию Могилевского края, привития подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирования нравственно зрелой личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, понимания себя, своего места в обществе

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить условия проведения и состав жюри конкурса «Вандроўка ў мінулае» в рамках областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе».
  2. Методисту Савко С.П. обеспечить проведение конкурса в период с 15 февраля по 1 мая 2021 года в соответствии с условиями.
  3. Зам. директора по ВР Михолап Л.В. обеспечить участие учащихся и педагогов в конкурсе в соответствии с положением.
  4. Координацию и контроль за исполнением настоящего приказа возложить на зам. директора по ВР Михолап Л.В.

Директор                                     Ю. И. Василевский

Организационно-методические условия

реализации областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

 

Актуальность Проекта обусловлена необходимостью продвижения  регионов Могилевской области, малых и средних городов, как способа сохранения уникального социокультурного наследия Приднепровского края и создание положительного имиджа Могилевщины на республиканском и международном уровнях.

Социально-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности как туристско-экскурсионная работа. Данная форма ознакомления с историей регионов, объектами культурно-исторического наследия, музеями, предприятиями, современными достижениями является наиболее доступной и увлекательной для учащихся учреждений образования, а также способствует комплексному решению педагогических задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных.

Туристско-экскурсионное направление широко востребовано в образовательной деятельности и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся, проявлению самостоятельности, творчества, формированию  разносторонне развитой личности.

Создание конкретных туристических маршрутов, видеоматериалов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий и других  продуктов требует от участников проекта применения разнообразных методов и аппаратно-программных средств в области информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем, постоянное повышение уровня самообразования и саморазвития.

Разработанные в рамках Проекта экскурсионные маршруты могут быть использованы учреждениями образования для организации образовательного процесса, воспитательного сопровождения, краеведческой и туристско-экскурсионной деятельности и развития межрегиональных связей.

Изучение на системной основе социокультурного наследия Приднепровья будет способствовать формированию социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.

Реализация проекта в целом направлена на отражение интересов личности обучающихся, общества и Могилевского региона.

 

Цель:        формирование основ ценностного отношения к социокультурному наследию Могилевского края, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование нравственно зрелой личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе.

 

Задачи:

         массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях, социально-экономических, спортивных и иных достижениях Могилевской области;

формирование основ информационной культуры, базирующееся на традициях духовного культурного наследия белорусского народа и достижениях современного общества;

создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, путем включения в различные виды социально значимой деятельности;

вовлечение учащихся в разные виды деятельности и в полезную досуговую деятельность, содействие их самоопределению;

формирование навыков осознанного владения  цифровыми устройствами и применения информационно-коммуникационных технологий;

популяризация туристских и рекреационных ресурсов природного, исторического, социокультурного и экономического происхождения в каждом регионе Могилевской области;

содействие развитию межрегионального внутреннего детского и молодежного туризма;

формирование, позитивное развитие и продвижение  положительного и привлекательного имиджа Могилевской области.

 

Участники проекта:

учащиеся, педагогические работники

 

Партнеры проекта:

учреждения культуры, учреждения спорта, организации и предприятия Могилевской области, общественные организации и другие.

 

Основные этапы проекта:

1 этап – учрежденческий – организован в рамках проведения конкурса «Вандроўка ў мінулае» (положение о проведении конкурса прилагается).

2 этап – областной – реализуется с 10 декабря 2021 г. по 10 декабря 2022 г.

Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – УО «МГОИРО») и государственное учреждение образования «Областной центр творчества» (далее – ГУДО «ОЦТ») обобщают материалы, предоставленные районными и городскими отделами (управлениями) по образованию и в срок до 1 марта 2022 г. создают путеводитель по Могилевской области (ГУДО «ОЦТ»), интерактивную карту «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе», отражающую достопримечательности Могилевской области и мобильное приложение «Мая _Зямля_Прыдняпроўе» (УО «МГОИРО»).

Данное приложение направляется в учреждения образования, которые использует его в своей деятельности. На этом этапе через участие в квест-играх, тестовых заданиях мобильного приложения изучают уровень усвоения знаний обучающихся Могилевской области, а также необходимость пополнения интерактивных карт.

В течение апреля-декабря 2022 года обучающиеся знакомятся с достопримечательностями районов и городов Могилевской области. Формами реализации данного этапа могут быть: походы, экскурсии, виртуальные экскурсии, презентации, коллажи, портфолио, «с великими – запросто», «пять минут с искусством» и др. Выбор форм зависит от возрастной дифференции и уровня реализации проекта. Обязательным условием является использование материалов интерактивной карты «Мая_Зямля_Прыдняпроўе».

Материалы карты должны в обязательном порядке быть использованы учителями-предметниками, воспитателями дошкольных учреждений в образовательном процессе в качестве иллюстрации  социокультурного наследия Приднепровского края и создании положительного имиджа Могилевщины. При проведении классных часов, часов информирования целесообразно использовать данные информационные продукты.

«МАЯ_ЗЯМЛЯ_ПРЫДНЯПРОЎЕ».

            Кличевский район является уникальным. Практически по всем направлениям мы можем показать что-то интересное, чем-то удивить. Поэтому новая акция, инициированная руководством облисполкома и главным управлением по образованию Могилёвского облисполкома нашла поддержку в нашем районе.

            Но обо всем по порядку.

    Областной проект «Мая_Зямля_Прыдняпроўе», проводится в 2021-2022 годах в Могилёвской области.

            Актуальность проекта обусловлена необходимостью продвижения регионов Могилёвской области, малых и средних городов, как способа сохранения уникального социокультурного наследия Приднепровского края и создание положительного имиджа Могилёвщины на республиканском и международном уровнях.

            Планируется создание конкретных туристических маршрутов, видеоматериалов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий и других продуктов. Разработанные в рамках проекта экскурсионные маршруты будут использованы учреждениями образования для организации образовательного процесса, воспитательного сопровождения, краеведческой и туристско-экскурсионной деятельности и развития межрегиональных связей. Участие в проекте поможет вовлечь учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях, социально-экономических, спортивных и иных достижениях Могилёвской области.

            Партнерами проекта являются учреждения культуры, спорта, организации и предприятия Могилёвской области, общественные организации и другие. Планируется создание путеводителя по району, затем по Могилёевской области, интерактивной карты «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе», отражающей достопримечательности Могилёвской области и мобильное приложение «Мая _Зямля_Прыдняпроўе». Данное приложение может использоваться учреждениями образования в своей деятельности: в течение 2022 года обучающиеся смогут ознакомиться с достопримечательностями районов и городов Могилёвской области. Формами реализации данного этапа могут быть: походы, экскурсии, виртуальные экскурсии, презентации, коллажи, портфолио, встречи с творческими людьми. Выбор форм зависит от возрастной дифференциации и уровня реализации проекта. Обязательным условием является использование материалов интерактивной карты «Мая_Зямля_Прыдняпроўе».<p>