В УО «Кличевский государственный аграрно-технический колледж» работает педагог социальный
НАШИ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Врач лечит тело. Я латаю душу.
Тот обделен судьбой, а тот непослушен,
В семье другого нет тепла, уюта
И счастье в том, чтобы помочь кому-то.
Секреты все и тайны сохраняя
Тем дорожу, что дети доверяют
И каждый раз, встречаясь с ними взглядом,
Я понимаю, что должна быть с ними рядом.
Заботы их – давно мои заботы
Пусть меньше не становится работы.
Настало время. Подвожу итог:
Мое призванье – социальный педагог.
Содержание практической деятельности педагога социального можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя.
Чаще всего педагог социальный выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения. В роли «посредника» педагог социальный содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на реализацию государственной социальной политике в конкретном районе. Педагог социальный выполняет роль «защитника» интересов, законных прав несовершеннолетнего, его семьи, представляет права учащегося в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье учащегося, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» педагог социальный осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и учащегося, имеющего проблемы в социальной жизни. Педагог социальный в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.
Таким образом, успешная реализация педагогом социальным ведущих функций и социальных ролей позволяет создать условия, при которых усиливается способность подростка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Педагог социальный осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию и развитию учащихся колледжа в сфере ближайшего окружения: учебном коллективе, семье, по месту жительства, в молодёжных объединениях.
Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь педагогам при организации взаимодействия с учащимися и их родителями. Значительное место в практике работы педагога социального занимает социальное посредничество — содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий в качестве представителя учащихся.
Педагог социальный помогает учащимся ориентироваться в окружающем мире, оказывает содействие тому, чтобы каждый из них при необходимости пересмотрел свои жизненные ценности, поверил в себя, был способен принять и освоить позитивные нормы организации своей жизнедеятельности.
К педагогу социальному могут обратиться за помощью учащиеся, педагоги, родители в трудные минуты своей жизни, получить поддержку словом и делом.
Деятельность педагога социального организуется с учётом требований современности, особенностей учреждения образования, контингента учащихся, социального статуса их семей и уровня культуры, запросов педагогов, родителей, учащихся.
Для полноценной организации своей деятельности педагог социальный взаимодействует с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних; органами опеки и попечительства; правоохранительными и правозащитными органами; центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; социально-педагогическими центрами и другими социальными институтами при необходимости.
Кроме того, педагог социальный:
- Ежегодно на основе изучения социума учреждения образования составляет социально-педагогическую характеристику;
- Осуществляет комплекс мероприятий по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь №5);
- Ведёт учёт различных категорий учащихся, семей;
- Проводит социально-педагогическое консультирование по запросу;
- Посредством диагностики выявляет проблемное поле учащихся, родителей, педагогов;
- Проводит работу с учащимися в учебном коллективе, общежитии;
- Содействует созданию педагогически ориентированной среды;
- Обеспечивает социально-педагогическую поддержку семьи в развитии личности учащегося;
- Принимает участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействует развитию молодёжных инициатив, творческого потенциала, самодеятельности учащихся;
- Ведёт необходимую учётно-отчётную документацию.
Работа строится на основе диагностики, анализа данных социально-педагогической характеристики с учетом специфики учреждения образования, контингента учащихся, родителей, педагогов, что позволяет своевременно реагировать на возникающие проблемы.
- Диагностика (исследование, изучение) условий жизни и социализации учащихся колледжа в семье, учреждении образования, по месту жительства.
- Профилактика и просвещение, которые предполагают как проведение мероприятий по устранению и предупреждению причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в поведении учащихся колледжа, формирование установок на здоровый образ жизни; оказание помощи в различных видах социально-значимой деятельности, организации свободного времени учащихся, так и просвещение родителей, педагогов по их запросу, результатам диагностики.
- Методическая работа:
- изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы;
- разработка методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения, социализации учащихся, проблемам семьи, защиты детства;
- накопление методических материалов;
- участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях;
- участие в организации и проведении семинаров-практикумов, конференций и т.д.
- Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних:
- защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних учащихся из их числа;
- оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, учащимся — инвалидам, пострадавшим при аварии на ЧАЭС; учащимся из неполных, многодетных, малообеспеченных семей;
- представление интересов несовершеннолетних учащихся при взаимодействии с органами охраны правопорядка, в суде.
- Конституция Республики Беларусь
- Кодекс Республики Беларусь об образовании
- Гражданский кодекс Республики Беларусь.
- Жилищный кодекс Республики Беларусь.
- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
- Уголовный кодекс Республики Беларусь.
- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»
- Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь».
- Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь».
- Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 г. №73-3.
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановлени51 Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».
- Документы Министерства образования Республики Беларусь.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. № 42/143 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения расходов на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью».
- Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007 г. №30).
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 300 «О совершенствовании работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства».
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».