Правовое регулирование сети Интернет в Республике Беларусь

В Республике Беларусь ведётся активная деятельность по правовому регулированию сети Интернет, где значимым шагом было принятие Указа Президента №60 от 1 февраля 2010 года “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет”.

Указом было поставлено ряд задач:

  • защита интересов личности, общества и государства в информационной сфере;
  • создание условий для дальнейшего развития национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет;
  • повышение качества и доступности предоставляемой гражданам и юридическим лицам информации о деятельности государственных органов, иных организаций и интернет-услуг.

Впервые в законодательном акте содержится ряд требований, призванных сделать информацию о государственных органах и иных государственных организациях более доступной. В этих целях Указом предусмотрена обязанность государственных органов, иных государственных организаций и хозяйственных обществ с преобладающей долей государства в их уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах этих органов и организаций, обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление.

Доступ к информации, размещенной на интернет-сайтах государственных органов и организаций, является свободным. Государственные органы и организации не вправе взимать плату за доступ к данной информации.

Государственные органы и организации обязаны регулярно проводить анализ посещаемости их интернет-сайтов и принимать меры по реализации предложений граждан, направленных на совершенствование функционирования этих сайтов. Порядок использования систем интернет-статистики для анализа посещаемости интернет-сайтов определяется Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Пользователи сети Интернет смогут свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.

С увеличением количества интернет-услуг, оказываемых посредством сети Интернет (например, продажа товаров или выполнение работ), все более актуальной становится проблема защиты прав потребителей. Поскольку этот бизнес долгое время оставался вне юридического поля, не было инструментов для защиты тех, кто пострадал от ненадлежащего осуществления такого вида коммерческой деятельности. В этой связи Указом закрепляется обязанность субъектов хозяйствования, реализующих на территории Республики Беларусь товары (работы, услуги) с применением сети Интернет, с 1 июля 2010 года осуществлять данную деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь.

Вводится государственная регистрация этих сетей, систем и ресурсов, которую будут проходить поставщики интернет-услуг по заявительному принципу в Министерстве связи и информатизации либо уполномоченной им организации. Порядок государственной регистрации, перечень и формы документов, необходимых для ее осуществления, будут определены Правительством до 1 мая 2010 года.

В целях обеспечения безопасности граждан и государства с 1 июля 2010 года поставщики интернет-услуг должны будут осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, вести учет и хранить сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах.

Государственным органам и организациям, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты, интернет-услуги оказываются поставщиками интернет-услуг, определяемыми Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Уполномоченные поставщики интернет-услуг при оказании интернет-услуг обеспечивают защиту информации государственных органов и организаций.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, интернет-услуги оказываются уполномоченными поставщиками интернет-услуг без учета требований.

Указ впервые регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг. Поставщики интернет-услуг по запросу пользователей интернет-услуг (или в соответствии с договором) должны будут оказать услуги по ограничению их доступа к информации, содержание которой направлено на:

  • осуществление экстремистской деятельности;
  • незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных,
  • отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств и психотропных веществ;
  • содействие незаконной миграции и торговле людьми;
  • распространение порнографических материалов;
  • пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

Поставщики интернет-услуг, согласно указу, должны ограничивать доступ к такой информации при оказании этих услуг государственным органам и организациям, организациям образования и культуры.

Действие данного Положения не распространяется на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы прокуратуры и предварительного расследования, органы Комитета государственного контроля, налоговые органы и суды.

Указ содержит ряд положений, направленных на защиту авторских прав от “пиратства” в сети Интернет. Так, размещение в Интернете литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, должно осуществляться при условии соблюдения требований законодательства об авторском праве и смежных правах, в том числе с согласия их правообладателей. Информационные сообщения и (или) материалы средства массовой информации, распространяемые через сеть Интернет, должны будут иметь гиперссылку на первоисточник информации или на средство массовой информации, ранее разместившее эти информационные сообщения и (или) материалы.

При выявлении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами прокуратуры и предварительного расследования, органами Комитета государственного контроля, налоговыми органами в пределах их компетенции нарушений требований Указа, иных актов законодательства в сфере использования национального сегмента сети Интернет данные органы выносят в установленном порядке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допустившим такие нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений с указанием срока, в течение которого они должны быть устранены.

Также, Указ определяет, что специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет является Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, который:

  • координирует деятельность государственных органов, поставщиков интернет-услуг по обеспечению безопасности информации при использовании информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет;
  • определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечень операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств;
  • совместно с Министерством связи и информатизации устанавливает порядок ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами;
  • определяет порядок регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет;
  • представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам безопасности использования национального сегмента сети Интернет;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Указом и иными законодательными актами.

В связи с введением 6 января 2012 года административной ответственности за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет (ст.22.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь сообщает следующее:

Данные изменения вводятся в целях реализации требований Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет”. Они призваны создать благоприятные условия для субъектов хозяйствования Республики Беларусь, обеспечить прозрачность интернет-торговли, защитить интересы белорусских интернет-пользователей от запрещенной к распространению законодательством информации (торговля людьми, порнографические материалы, пропаганда насилия, жестокости и т.п.), создать условия для защиты чести и достоинства.

Каких-либо ограничений по использованию интернет-ресурсов для граждан не предусматривается. Их доступ к зарубежным интернет-сайтам не ограничивается. Распространяемая некоторыми СМИ и интернет-ресурсами информация о введении в Республике Беларусь ответственности за посещение иностранных сайтов не соответствует действительности.

Законодательство не препятствует деятельности белорусских субъектов хозяйствования по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг за пределами Республики Беларусь с использованием зарубежных интернет-ресурсов.

К административной ответственности могут привлекаться только юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь за осуществление на ее территории деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг с использованием интернет-ресурсов, расположенных за пределами национального сегмента сети Интернет.

Осуществление деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, не размещенных на территории Республики Беларусь и (или) не зарегистрированных в установленном порядке – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Нарушение требований законодательных актов по осуществлению идентификации абонентских устройств при оказании интернет-услуг и (или) пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учету и хранению сведений об абонентских устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах – влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.

Нарушение требований законодательства по ограничению доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами, – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Таким образом, Интернет на сегодняшний день является одним из условий для свободного и достойного развития личности. И цель государства создать правовую базу, которая бы регулировала и контролировала данную сферу отношений.

Перевести »