Путь длиною в жизнь: от учащегося до руководителя.

Сегодня Кличевский государственный аграрно-технический колледж – одно из престижных профессиональных учреждений образования Могилевской области. Колледж постоянно развивается, совершенствуя качество подготовки специалистов по востребованным в аграрном секторе экономики специальностям.

Вот уже 15 лет руководит колледжем директор Василевский Юрий Иосифович. Об этапах своего жизненного и профессионального пути, перспективах развития колледжа и, конечно, о будущем выпускников рассказывает в этом интервью Юрий Иосифович.

-Юрий Иосифович, какие воспоминания остались у Вас о студенческих годах?

-Время бежит стремительно и незаметно. Кажется, ещё вчера я был молодым и неопытным выпускником техникума, который закончил с отличием, затем ВУЗ с отличием и, наконец, заслуженный «Отличник образования» и уважаемый руководитель этого же учебного заведения, в котором учился. За многие годы работы через мои руки прошли сотни мальчишек и девчонок. Многие уже давно стали взрослыми людьми, и у них подрастают свои дети, которых они приводят в мой колледж.

Чтобы рассказать о книге жизни, нужно вспомнить юношеские годы и студенческие будни. Они были яркими и запоминающимися, наполненными встречами, событиями, успехами. Хочется раскрыть секреты и тайные приёмы отличников. Когда вы узнаете и изучите эти секретные приёмы, станете их использовать, ваши шансы получить золотую медаль или диплом с отличием увеличатся в тысячу раз.

В детстве и юности меня удивляли люди, которых называли отличниками, казалось, что они не от мира сего, особые люди. И примером тому стали мои первые педагоги в техникуме, которые предначертали мою судьбу – это был первый шаг к заветной мечте. Потому что я в каждом из них видел отличника и профессионала своего дела.

4 года обучения в техникуме дали много жизненного опыта и хорошую базу для последующей учебы в институте. Всем педагогам техникума хотелось бы выразить благодарность за увлекательные интересные уроки, за индивидуальный подход к каждому учащемуся. В техникуме обрел много друзей, с которыми крепко и тепло дружим до сих пор.

Самые яркие воспоминания о первом ученическом коллективе, дружба в котором была бескорыстной и искренней. Помню, что во время учебы все друг друга поддерживали: никто никогда не оставлял в затруднительной ситуации. Не было проблем выбрать участников творческих или спортивных мероприятий — каждый тянул руку вверх, чтобы внести свой вклад в общее дело. А в том, что группа получилась такая дружная, немаловажную роль сыграл классный руководитель.

-Расскажите о своём классном руководителе?

-Именно педагоги раскрывают весь потенциал своих учащихся. Чтобы стать действительно выдающимся учащимся, нужен настоящий Учитель. Таким учителем на моем пути стала классный руководитель Степанова Ольга Ивановна. Именно она помогла мне обрести уверенность в своих силах на пути к поставленной цели, что позволило мне уже в юношеские годы проявить себя с лучшей стороны. Лучшее свидетельство этому – многочисленные грамоты и дипломы, полученные мною в студенческие годы и бережно хранимые в семейном архиве.

Важно, что классный руководитель помогла мне как можно раньше ответить на вопросы и максимально честно определить главное: как учеба в техникуме соотносится с моими жизненными целями. Часто так бывает, что учащиеся ошибаются в выборе профессии. К счастью, мой выбор учебного заведения и специальности был определен верно. В этом большая заслуга Ольги Ивановны.

-Легко ли быть отличником, примером для подражания?

-Сегодняшний день чествования выпускников-отличников для меня так же наполнен яркими эмоциями, как и день торжественного вручения мне, вчерашнему студенту, диплома с отличием.

Это чувство восторженной радости запало в душу с детства и не покидает меня и сейчас. Будучи уже зрелым человеком, не перестаю радоваться успехам молодёжи.

Мне как директору колледжа каждый год приходится чествовать победителей. А победители – это и есть отличники. День получения дипломов – это их день. И день их родителей. Отличники – самые счастливые люди на этом празднике жизни. Им не страшны ни самый капризный и требовательный начальник, ни самые сложные условия труда, ни самые трудные задачи. Ведь через всё это они уже прошли в ученические и студенческие годы.

Вот почему так радуются отличники, вот почему плачут от счастья их родители, бабушки и дедушки, вот почему директора, ректоры и деканы с чувством гордости жмут им руки.

Им завидуют педагоги. Даже те педагоги, которые в своё время сами были отличниками. Им завидуют немногочисленные учащиеся, дети более обеспеченных родителей, которым те устилают путь красными коврами и розами. Даже они в этот день завидуют отличникам. И знаете почему? Потому что перед отличниками открываются все дороги. И эти дороги будут самыми гладкими и самыми широкими.

Это их день! Ради него совершены титанические усилия, проведены тяжелые дни и бессонные ночи, ради него принесены бесчисленные жертвы: не прочитаны бестселлеры, не просмотрены сериалы и кинохиты, пропущены футбольные матчи и веселые вечеринки. Но теперь именно в честь отличников гремит музыка, произносятся речи и льются счастливые родительские слезы. Всё это ждет отличников. Всё это они получат в награду за то, что поставили перед собой цель – красный диплом – и превратили заветную мечту в реальность.

И уж конечно нет таких родителей, которые бы не мечтали об этом для своих детей. Они взрослые люди и в отличие от детей знают, что в жизни все достаётся по очереди. Только вот очередь за жизненными благами – не та, что в магазине. В жизни не действует принцип «кто успел, тот и съел». А действует совершенно другой принцип: каждый получает то, что ему положено. А положено то, что заслужено – самим человеком.

В первый класс все дети приходят нарядные, с цветами, все тянут руки, торопятся дать ответ, хотят получить хорошую оценку. Но очень быстро в классе проявляются лидеры. И только им подвластна мечта.

Я думаю, что теперь вы и сами можете сделать два первых и очень важных вывода:

*Вывод первый: чтобы стать отличником, нужно сделать рывок к хорошим результатам сразу же, на старте. Чем раньше – тем лучше.
*Вывод второй: чтобы стать успешным, только лишь хороших способностей к учебе недостаточно. Нужны и упорство, и прилежание, и умение видеть свою цель. И ещё – умение подчинить свою жизнь определённым правилам.

-Юрий Иосифович, какими качествами должен обладать лидер?

-Закаляя себя в колледже и вузе как лидера, я приобрел такие личностные качества, которые позволили мне добиться успеха в жизни, проложить дорогу в будущее. Самый мощный фактор успеха в любом деле – это желание сделать это дело на «отлично». Похвала – мощный заряд энергии, который двигает человека к успеху. Для него важны и формальные атрибуты успеха – почетные грамоты, медали, дипломы, кубки и ценные подарки, которые также являются хорошим стимулом для совершенствования. Лидер всегда желает быть только первым, только лучшим. Достигая успеха, он получает мощный заряд энергии, который помогает ему преодолевать препятствия и двигаться дальше.

Если и случается неудача, настоящий лидер не расстраивается и не переживает. Не заостряя своё внимание на неудачах, он идёт дальше, к новым достижениям.

-Какой след в Вашей судьбе оставила служба в рядах Советской армии?

-Трудности закаляют мужской характер. И когда мне пришла повестка из военкомата, с радостью воспринял весть. Ведь я призывался по комсомольской путёвке, которую дают лучшим из лучших.

С детства манила служба в погранвойсках. Пройдя медкомиссию, я был отобран для прохождения службы в Краснознаменный Закавказский Ленинаканский пограничный округ. После прохождения так называемого «курса молодого бойца» и получения необходимых знаний по специальной подготовке, я был направлен на Армянско-турецкий участок границы на 20-ую заставу. Пограничная служба трудная, иногда опасная, но очень интересная, и связана с большой ответственностью, поскольку именно пограничник стоит на крайних рубежах нашей Родины. И в жару, и в метель, находясь в очередном «дозоре», никто из нас не мог знать заранее, что произойдет дальше… Поэтому для службы на границе призывники проходят тщательный отбор по физическим и моральным качествам, ведь на границе нужны самые стойкие и выносливые люди.

Армейская служба – настоящее мужское занятие. Именно неся службу, быстро начинаешь понимать, чего ты стоишь. Сказывалась нехватка сна, график службы, включающий в себя дневные и ночные наряды, постоянные физические нагрузки и тренировки по рукопашному бою, теоретическая и правовая подготовка — таким образом, личного времени остаётся мало. Но, как оказалось, к этому быстро привыкаешь.

Время на заставе проходит быстро, и с пользой. Есть в армейской жизни место и праздникам. Мы всегда отмечали дни рождения сослуживцев, общевойсковые и свои «пограничные» праздники.

Служба в пограничных войсках во многом сформировала мой характер с цельной, твердой жизненной позицией, принципами, правилами и видением дальнейших перспектив своей жизни.

«Выступить на охрану государственной границы!», — эти слова приходилось слышать на протяжении двух лет, каждодневно, потому что выходных дней, как и праздничных, на заставе не бывает.

Приятно напряжённым трудом заслужить значки и знаки, что сияют на груди: «Участник задержания» 1-й степени, «Отличник пограничной службы» 2-й степени, «Специалист» 3-го класса, «Старший пограничного наряда», перворазрядник, а также неоднократный — «100 и 500 выходов на границу без замечаний».

Знак «Старший пограничного наряда СССР» был вручен за особо отличившие дела, за умелое управление действиями нарядов во время охраны границы.

Для меня он имел огромную моральную ценность, а сейчас напоминает всё то, что связано с пограничными войсками, с моими пограничными друзьями и буднями прошедших лет.

Самая значимая награда для пограничников «Отличник погранвойск». Кроме рядового, сержантского и старшинского состава, данным знаком награждаются и офицеры, «образцово выполняющие свой долг, добившиеся высоких показателей в службе, обучении и воспитании личного состава, в укреплении воинской дисциплины».

Первыми награждёнными знаком «Отличник погранвойск» I степени были пограничники-участники боя на острове Даманский. Этим знаком и я был награждён за образцовое несение службы по охране государственной границы Союза ССР, умелые действия по задержанию нарушителей границы и пограничного режима, проявленные при этом смелость, настойчивость, выдержку, отличные показатели в боевой, политической подготовке и примерность в воинской дисциплине.

 

Вспоминаю, что награждение производилось командованием войск округа, пограничного отряда в торжественной обстановке перед строем части. Сведения о награде были занесены в военный билет. О награждении нагрудным знаком «Отличник погранвойск» командиры сообщили моим родителям и по прежнему месту моей работы.

Данные о награждении знаками I и II степени были занесены в Книгу почета погранотряда. Учитывая, что я был награжден двумя степенями нагрудного знака, мои личные данные были занесены на Доску почёта музея пограничных войск округа. Портрет был напечатан в окружной газете. Ленинаканским РК ЛКСМ Армении был награжден грамотой за образцовое несение службы по охране Государственной границы Союза ССР, качественное выполнение специальных задач, как добившийся отличных показателей в боевой и политической подготовке, показывающий пример в дисциплине.

Получил все знаки 100, 300 и 500 выходов на охрану Государственной границы Краснознаменного Закавказского Ленинаканского погранокруга. Награждение осуществлялось по комсомольской линии. У нас на заставе на ватмане велся лист учета выходов на Государственную границу. Учёт вел секретарь комсомольской организации заставы в соответствии с книгой пограничной службы.

Служба вообще «не сахар»: строгая дисциплина, всё по уставу и боевая подготовка каждый день. На границе всегда нелегко, наряд, бывает, до 40 км за день пешим ходом наматывает.

 

Служба на границе не имеет выходных и праздников. Чаще всего праздники приходилось встречать в пограничном наряде на передней линии нашей Родины. Мне кажется, кто был в нарядах на границе, вот те отмечали за всех — вся граница представляла собой линейку салюта — выпускали все ракеты, которые припасали к этому времени в большом количестве. Потом шла пальба со всех флангов. Мне всё время везло, и два Новых года я отмечал именно таким образом. Особенно эффектно это было на родной заставе, когда салютовать забирались на самые высокие точки флангов. Турки отвечали тем же, но не так массированно. Зрелище запоминающееся. А утром все это расписывали в красках для тех, кто проспал.

Частью своей истории Пограничных войск считаю полученные Грамоты, Благодарности, в период службы в Пограничных войсках КГБ СССР. Отмеченное командованием проявляемое усердие всегда стимулировало на добросовестное исполнение своего воинского долга.

Прошло уже много времени после службы, но до сих пор явно слышен голос командира: «Застава, в ружье!». И группа военнослужащих пограничников снова уходит в дозор. Вокруг горы, красота неописуемая, но пограничников зимние, запорошенные снегом прелести местного пейзажа интересуют меньше всего. Их задача – заметить нарушителей границы и задержать их.

Уверен, что все приобретенные за время службы на пограничной заставе качества мне пригодились и в жизни «на гражданке». После демобилизации без колебаний, твёрдо и намеренно шёл к своей цели — получить профессию педагога.

Закалённый пограничной службой характер позволил успешно выдержать вступительные экзамены в Белорусский институт механизации сельского хозяйства на инженерно-педагогический факультет. Не менее яркая и насыщенная жизнь ожидала меня и в этот период, которая ещё раз подтвердила правильность моего выбора.

-Какими событиями запомнились Вам студенческие годы?

-Вот как охарактеризовали корреспонденты газеты «Сельский инженер» студента Белорусского института механизации сельского хозяйства Василевского Юрия. Материалы получены из личного дела студенческого отдела кадров.

Учеба в институте чередовалась трудовыми буднями в молодежных трудовых отрядах. Трижды приходилось за время учебы быть командиром студенческих отрядов. Все они сопровождались отличной работой, которая была отмечена наградами.

Трудный экзамен выдался труженикам сельского хозяйства в 1986 году. Погодные условия требовали мобилизации всех сил, знаний и опыта для выполнения намеченных рубежей. Наш вуз сельскохозяйственный, поэтому нам, как никому другому, были близки дела и заботы хлеборобов. Студенты БИМСХа не были, да и не могли быть, сторонними наблюдателями битвы за урожай-86. Абсолютное большинство их, свыше трёх тысяч комсомольцев, находились на переднем её крае, работая на практике и в СМО. 18 механизированных отрядов действовали в третьем семестре в колхозах и совхозах Минской, Витебской и Брестской областей. Намолочено более 20 тысяч тонн зерна, заготовлено 10 тысяч тонн кормов, отремонтировано 225 единиц техники, обработано под озимые 1620 гектаров — таков практический вклад БИМСХовцев в выполнение Продовольственной программы страны. Особо высоких производственных показателей добились СМО «Палессе», «Звездный», «Верас» (командиры И. Детскин, В. Пожиган, А. Мацеля, комиссары Ю. Василевский, В. Федосенко, Л. Сабынич).

Примеры самоотверженного труда наряду с опытными комбайнерами показали студенты механизированных отрядов БИМСХа, которые работали молодежными бригадами на зерноуборочных комбайнах. Среди них героями жатвы стали в совхозе «Обчуга» Крупского района Минской области студенты третьего курса инженерно-педагогического факультета.

Во главе студенческого молодежного экипажа «Палессе» — командир Игорь Детскин и комиссар Юрий Василевский. Во время производственной практики они работали на СК-5 «Нива». Студенческий экипаж задавал тон в социалистическом соревновании комбайнеров.

С благодарностью и теплотой отзывались о работе экипажа и руководство хозяйства, и сами колхозники. Уже к 22 августа ими было убрано зерновых с площади 38 гектаров, намолочено 640 центнеров — больше всех в хозяйстве. По окончанию жатвы были награждены ценными подарками. (Из газеты «Сельский инженер» от 14.11.1986, статья «Поговорим о третьем трудовом»). В институте с почётом приняли достигнутые трудовые результаты студентов.

Такие награды были на протяжении всей учёбы. Вполне реально сочетались приятное с полезным, тем более, что активная жизненная позиция и организаторские способности студентов в деканате только приветствовались. Такого молодого человека считали всесторонне развитой личностью, которая заслуживает почета и уважения, а также собственной ячейки с фотографией на той же доске почета или хотя бы в стенгазете. Так что хорошие оценки и организаторские способности приветствовались. Оба эти понятия тесно взаимосвязаны, поэтому без одного не существует другого, и об этом я не забывал все пять лет учебы.

И последнее, какие бы оценки ни были, они заслужены справедливо, так что стыдиться их не стоит, а, наоборот, нужно гордиться собственной настойчивостью и упорством, а главное – предоставленным шансом учиться в институте и стать его выпускником.

Теперь я думаю, что у многих современных студентов прояснится в голове, и они выберут для себя тот путь к учёбе и знаниям, который мало того, что тернист, так ещё и сопровождается незабываемыми жизненными моментами и самыми положительными впечатлениями. Их на протяжении учёбы было не мало.

Диплом с отличием был моей целью. На тот момент для меня он значил продвижение по службе и карьерные перспективы. То есть «красный» диплом был промежуточной целью на пути к глобальной. И я её достиг. Я не был «заучкой», жил, как и многие студенты, в общежитии своей студенческой жизнью. Для меня хорошо сдать какой-то экзамен без подготовки приобретал какой-то азарт. Этот азарт сохранился до конца учёбы. Ощущение, когда тебя «заваливают», а ты всё знаешь и не поддаешься, дорогого стоит. Вот так прошёл студенческий марафон от поступления в институт до окончания с отличным результатом. Этот результат на красной обложке диплома.

Могу сказать, что один диплом с отличием, и второй, дали мне прежде всего знания. Гарантией счастливой жизни и карьерного роста они не являются. На новом месте работы свои знания и умения нужно каждый раз демонстрировать заново. И только упорным трудом можно поддерживать цвет обложек дипломов.

Армейская служба не могла легко забыться. Параллельно с основной учёбой посещал военную кафедру этого же института для получения офицерского звания. В 1989 году закончил институт и успешно прошёл полевые воинские сборы. После прохождения успешной итоговой аттестации по программе военной подготовки мне было присвоено воинское звание «Лейтенант».

Помимо учёбы на военной кафедре приобрёл необходимое для руководителя качество стрессоустойчивости, позволяющее выполнять свою работу в сложных условиях и неординарных ситуациях. А получение для меня офицерского звания равноценно званию человека образованного, честного и ответственного, достойного и надежного, являющегося примером во всех делах, будь то защита отечества или трудовая деятельность. Этими качествами стараюсь руководствоваться по жизни.

-Ваше становление как руководителя происходило в стенах нашего колледжа?

-Надо сказать, что в моей трудовой книжке только одна запись: 30 лет назад, после окончания ВУЗа, я по распределению был направлен в Могилевский совхоз-техникум. Прошёл все ступеньки профессионального мастерства: от педагога до директора колледжа.

Каждый руководитель стремится сделать своё учебное заведение привлекательным, успешным и узнаваемым. Учебное заведение всегда похоже на своего директора. Руководитель должен быть способным принимать новые смелые решения, творчески решать проблемы коллектива. Традиции и богатейший опыт, инициатива и предприимчивость директора и членов коллектива позволили внести весомый вклад в развитие колледжа.

Работа выполняется по велению сердца. Это становится ясно, когда перелистываешь страницы ярких жизненных событий. Они помогают работать не по долгу, а по велению сердца, самозабвенно, осознавая огромную ответственность за судьбу своих выпускников. Это не труд, это вся жизнь, без грани между личным и общественным.

-Своеобразным итоговым жизненным этапом стало награждение директора УО «Кличевский государственный аграрно-технический колледж» Василевского Юрия Иосифовича нагрудным знаком «Выдатнiк адукацыi». Что для Вас в этой награде?

— Награда дана за добросовестный труд, творческую инициативу, значительный вклад в обучение и воспитание учащейся молодежи. Но в моей работе главное – вовсе не красная «корочка», а желание постигать новые знания, коммуникабельность и отзывчивость, а где, как ни в вузе, таких премудростей наберешься. Хотелось бы, чтобы, прочитав это интервью, которое рассчитано прежде всего на учащихся, каждый из них мог самостоятельно для себя решить, нужно ли учиться на отлично в учреждениях образования. Если да, то какие перспективы за этим последуют; а если нет, то чего вообще ждать в будущем, а именно после выпуска.

Я искренне верю в то, что все описанные мною подсказки, представленные в этой статье, поспособствуют определению той самой «золотой середины», которая сочетает в себе и прилежную учебу, и счастливое студенчество.

Наш колледж имеет свой путь развития, своё лицо. Хочется, чтобы нынешние учащиеся и преподаватели знали об этом и продолжили страницы воспоминаний.

-Спасибо, Юрий Иосифович, за содержательную беседу! Успехов Вам и педагогическому коллективу на ниве педагогического труда.

Редакционная коллегия.

Перевести »