Методика проведения вводного инструктажа

Категория: Методическая работа

Опубликовано 18.04.2019

Инструктаж-это совокупность методов, приемов и средств обучения, направленных на формирование трудовых действий, являющихся предметом инструктирования. Проинструктировать учащихся- значит научить их определенным действиям и поведению в соответствии с содержанием учебной программы.

Вводный инструктаж нацелен на осмысление предстоящей учебно-производственной деятельности, на подготовку к освоению конкретных трудовых умений и навыков.

Текущее инструктирование в процессе учебно-производственной деятельности учащихся нацелено на контроль, оценку, корректировку учебно-производственной деятельности, на оказание помощи учащимся, стимулирование их активности, самостоятельности, ответственности.

Заключительный инструктаж — подведение итогов рабочего дня и выставление отметок, но главное, -осуществление учащимися рефлексии своей деятельности, чтобы они могли осознать причины своих успехов и затруднений.

Основные задачи (функции) вводного инструктажа:

  • мотивация предстоящей учебно-производственной деятельности;
  • актуализация знаний и умений, необходимых для осмысления и выполнения работы;
  • разъяснение основных свойств предметов и орудий труда;
  • раскрытие способа (технологии) выполнения работы;
  • обоснование правильной последовательности действий при выполнении работы;
  • выдача рекомендаций по организации рабочего места;
  • анализ условий безопасной работы;
  • выдача рекомендаций по контролю (самоконтролю) процесса и результатов работы.

Пути совершенствования вводного инструктажа:

  1. Тщательный отбор учебного материала. Отбор необходимо производить по целевому принципу, т.е. учебный материал следует отбирать и группировать вокруг конкретной производственной ситуации, задания. Это облегчает учащимся применение теоретических знаний из разных учебных дисциплин.
  2. Совершенствование методики проведения. Усвоение знаний и формирование умений — процесс сложный и многоэтапный. Психологи определили этапы, через которые необходимо провести учащегося, чтобы сформировать полноценное умение:
    разъяснить цель ( зачем это нужно? где, когда понадобится, пригодится?); психологи называют это мотивацией.
    составить вместе с учащимися схему ориентировочной основы деятельности (ООД)— систему указаний и ориентиров (технологическая карта, технологический маршрут, инструкционно-технологическая карта, перечень действий)
    ознакомить с конкретными объектами работы, с реальными предметами и средствами труда, материалами, готовыми изделиями, заготовками, со схемами и чертежами и т.п.
    организовать проговаривание вслух всех действий, выполняемых в соответствии с ООД
    научить учащихся проговаривать порядок действий про себя, самостоятельно осваивать работу в ходе тренировочных упражнений
    проконтролировать различными способами, что умение сформировано, только потом выдать рабочее задание на день.