Сялянская сядзіба – УО «Кличевский ГАТК»
  1. Главная
  2. /
  3. Наш музей
  4. /
  5. Сялянская сядзіба

Сялянская сядзіба

Экспозиция техники, ремесел и этнографии

В продолжении добрых традиций, заложенных педагогическим коллективом по сохранению истории колледжа, директором Василевским Ю.И. предложено создать экспозицию техники. ремесел и этнографии. Функционирование данной экспозиции способствует изучению учащимися истории развития сельскохозяйственного машиностроения, быта и отдыха предшествующих поколений белорусского народа, развитию творческой мысли у будущих специалистов и воспитанию патриотизма. Активную работу по претворению в жизнь идеи создания музея принял председатель Совета ветеранов Липкин В.Ф. – руководитель строительных работ экспозиции, член Совета Пищалов Н.Н. возглавивший работу по восстановлению экспонатов экспозиции. Также к работе по созданию экспозиции, восстановлению экспонатов активно привлекаются учащиеся колледжа, члены педколлектива – заместитель директора по АХЧ Черняк Иван Александрович, мастер Кривонос Николай Станиславович, мастер производственного обучения Куликовский Константин. Александрович,, рабочие Лапатин Б.И., Милюков В.М.

История строительства экспозиции

Решение о создании на территории колледжа экспозиции техники, ремесел и быта была принято директором учреждения образования Василевским Ю.И. в мае месяце 2010 года. Руководителем строительных работ был назначен Липкин В.Ф.

Строительство экспозиции техники, ремесел и быта планировалось произвести в два этапа:

первый этап – включает строительство и укомплектование необходимым инвентарем, орудиями труда, техническими средствами следующих сооружений : булыжно-мостовой, ограждение с въездными воротами и калиткой, кузницы, повети, столярной мастерской, дровяника, гумна.

второй этап – включает строительство и укомплектование необходимым инвентарем, орудиями труда следующих сооружений хаты, лазни, мельницы.

Строительство экспозиция техники ремесел и быта было начато 10 июля 2010 года.

Активное участие в строительстве экспозиции принимали учащиеся колледжа.

На снимках изображены руководитель строительных работ Липкин В.Ф, рабочий Лапатин Б.И., учащиеся группы 127м, занятые на возведении павети, кузницы, столярки – предназначенных для хранения инвентаря применяемого для выполнения сельскохозяйственных работ в период предположительно с 1850 – по 1920 годы, а также демонстрирующее оснащение рабочих мест крестьян, занимающихся кузнечным, столярным ремеслом и земледелием.

Параллельно со строительством экспозиции, активно велась работа с участием Липкина В.Ф., Куликовского К, Пищалова Н.Н. с привлечением учащихся по сбору, реставрации экспонатов экспозиции.

Привлечение учащихся к работе по сооружению экспозиции, восстановлению экспонатов связанных с историей развития земледелия, технических средств используемых для сокращения ручного труда в сельскохозяйственном производстве, позволяет не только изучить на практике орудия производства, технологию ремонта и восстановления инструментов, но и пробудить у учащихся интерес к истории своей Родины, воспитать патриотические чувства и гордость за своих предков.

Краткое описание объектов, представляемых в экспозиции

В качестве ведущей идеи создания экспозиции предлагается последовательный показ процесса зарождения, развития и совершенствования ремесел используемых в сельском хозяйстве, конкретно в растениеводстве, эволюции технических средств и приспособлений для земледелия на Могилевщине с древних времен до современности. Задачей экспозиции является создание такой научно-художественной модели, которая проиллюстрировала бы один из главных жизненно необходимых для человека процессов – производство и переработку сельскохозяйственной продукции в разные периоды времени.

Предусматривается целостная системная демонстрация оснащения различных ремесел, используемых крестьянином в период своей трудовой деятельности. К таким ремеслам относятся: кузнечное, столярно-плотницкое, бондарное, гончарное, земледелие и переработка продукции растениеводства, ткачество, рукоделие.

Наружный вид застройки экспозиции. На снимке изображены: булыжная мостовая, каменное ограждение, ворота с калиткой изба мельница. Смотровая площадка, кузница, поветь и ограждение в виде замета и плетенки прасла.

На снимках изображены: мельница, лазня, хата, журавель.

Внутренний вид застройки экспозиции. На снимках изображены: кузница, паветь. столярная мастерская, дровяник, гумно, станок для ковки лошадей, сталюга для распиловки бревен, сани, телега.

На снимке внутренний вид сялiбы. Телега и сани,сторожевая вежа, брама с вестницей и каменное ограждение.

Изюминкой нашего музея стала этнографическая экспозиция «Крестьянская хата», в которой представлены предметы старины: прялки, веретено, керамические изделия, старинный сундук, самовары, коромысла, утюги и другие предметы и инструменты используемы в быту крестьянином.

Кто мы, где наши корни, кто наши предки, по каким законам и традициям они жили Первые письменные упоминания о нашей стране известны более 2 тыс.лет назад.Давайте проследим за предметами, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки. Хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков. Первая половина хаты после ганак и сенцев, воспроизводит курную избу.

Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопчённый верх от чистого низа. В более поздние времена, к XIII веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — «дымоволок» или «волоковое окно», открываемое и закрываемое задвижкой (волоком).

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твёрдой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, вследствие чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путем раскола на две части бревна и их обтёсывания.

Одновременно с существованием курных изб постепенно получали распространение устройства для вывода дыма, сначала это были деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудок), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты. Белые же избы получили распространение лишь в XVIII веке, а массово они стали строиться лишь в XIX веке.

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. В некоторых местах такие избы сохранялись до начала XX века.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века и они сохранились вплоть до ХХ века.

Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

При выборе места строительства хозяин руководствовался как рациональными размышлениями, так и старинными представлениями. Например, нельзя было строить дом на перекрестке дорог и на заброшенных путях. Нельзя было строить и на месте, где раньше была баня. Проклятым было и то место, где раньше произошло убийство. Счастливым местом было то, которое облюбовало рогатое животное. Наблюдали за муравьями. Для этого ставили посуду с мёдом, если до утра в неё заползали муравьи – место пригодно для жилья Раныне говорили не «дом», а «изба», а на белорусском «хата» – теплая половина дома с печью. Печь играла важную роль. В старину даже поговорка была: «Плясать от печки», т.е. начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около нее держали птицу и молодых животных, в печке мылись. Возле печи мы видим ухваты – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи. Чугунок-это сосуд из чугуна – углеродистого железа- предназначен для приготовления пищи в печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту появился, вероятно, в начале XX века.

Хлеб — самое почитаемое угощение, ибо хлебом и солью встречают и провожают дорогих гостей, с хлебом идут в сваты, на свадьбу, крестины. Он возведен в ранг амулета счастья и благосостояния, и не зря здесь говорят: «Хлеб в доме хозяин, на работе — друг, в дороге — товарищ.

Посетив наш Музей, вы сможете подробно узнать о технологии выпечки хлеба по старому белорусскому рецепту «на Рощине». Наши экскурсоводы расскажут вам об обрядах, связанных с замесом теста, о молитвах и приговорах, которые сопровождали этот процесс. Вы узнаете о том, как хозяйка бережно и аккуратно обращалась с дежой — главной своей помощницей в хозяйстве, и, самое главное, о том, сколько трудов люди вкладывали в хлеб, и почему этот продукт во все времена у белорусов считался священным. Кроме того, вы сможете здесь же попробовать готовый крестьянские блины, к которому предлагается травяной чай. Замес теста и выпечка хлеба — это священное действие, с которым связано множество правил, обрядовых норм, поверий и оберегов. Оно подтолкнуло нас на создание спектакля «Сотворение хлеба», составные части которого: приготовление теста, формирование буханок, подготовка волшебницы-печи, инструментов, и самое непосредственное участие зрителей во всех этих процессах. Участниками такого спектакля всегда являются артисты этнографического ансамбля, сопровождающих все действия народными фольклорными песнями.

С печью много поверий и обрядов, например, если заболевал ребёнок, то наиболее эффективным считалось парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца в печи, которого на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую печь.

По диагонали от печи в доме находился Красный угол — самое почетное место в избе – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым»

В красном углу интерьера усадебного дома выставлен один из ценных экспонатов нашего музея – икона «Николай угодник» 19 века.

В Красном углу совершались ежедневные моления на любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с полей в дом и устанавливали в Красном углу, это сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. Красный угол держали всегда в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает красивый. В Красном угл находился стол, а вдоль стола стояли лавки и скамьи.

На против печи размещался “Бабий кут” где хозяйка хранила посуду, утварь, продукты и готовила пищу.

Кроме того, в экспозиции представлены вышитые рушники, салфетки, плетеная скатерть, также находятся предметы мебели, окна оформлены занавесками с вышивками.

На специальном стенде собраны предметы хозяйственного назначения используемых в домашнем быту – это прялка, веретено, расчёска для шерсти, утюги. Имеются коллекции ламп, замков.

Земледелие

Павець

Навес. Телега и сани надо было где-то скрывать от непогоды, дождя и снега. В сарай их не затянешь, мешали. И наши предки нашли для них подходящее место во дворе – под навесом (павець). Навес – площадка под крышей на столбах. Крылась она соломой, а позже – гонтою или щепой . Навес называли еще обозный.

Внутренний вид павеци с колесами и сельхозинвентарем. На снимке представлена эволюция почвообрабатывающих орудий от деревянной лопаты и сохи до металлических конных плугов.

Внутренний вид каморы. На снимке демонстрируются предметы орудия труда и предметы быта используемые крестьянином в конце 19 века.

Повседневная жизнь крестьянской семьи начиналась с работы. Раньше все предметы первой необходимости изготавливались своими руками. Мужская половина занималась, кроме земледелия, кузнечным, гончарным, бондарным ремеслом, столярным и плотницким делом. Первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити, как правило, льняные. К работе приступали осенью, после окончания уборки урожая, старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла.

Молотьба

Обмолот – процесс выбивания, выколачивания семян, зёрен, плодов из колосьев, метёлок, стручков и др. Молотьбу. традиционно проводили на гумне, куда свозили сжатые снопы и складывали их в копны и скирды.

Гумно — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зёрен хлеба. в гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы сена и молотится зерно. Также для молотьбы зёрен может быть возведён отдельный деревянный сарай, называемый клуня. Иногда под гумном понимают одно большое деревянное сооружение, построенное для вышеперечисленных целей. В больших хозяйствах для надсмотра за гумном назначается человек, называемый гуменщиком или гуменным.

Сначала молотили рожь. В условиях влажного лета снопы предварительно сушили в овинах: е. Высушен. снопы расстилали на расчищен. и утрамбован. току в 2 ряда колосьями вовнутрь, 2 пары молотильщиков становились друг против друга, ещё двое – между ними сбоку и после молитвы-пожелания хозяина приступали к М. – били по колосьям цепами в такт, постепенно передвигаясь к другому концу ряда, оттуда шли, молотя, обратно. При втором проходе молотильщики второй пары заодно переворачивали ногами снопы. После третьего прохода одна из женщин серпом разрезала свясла. После четвёртого солому встряхивали вилами, откладывали или сразу же связывали в виде снопов. Зерно сгребали в кучу, провеивали, подбрасывая деревян. лопатами; сор убирали берёзовыми мётлами. Мякину относили корзинами или плетёными коробами в мякинник. Затем зерно затаривали и перевозили в амбар.

Яровые зачастую молотили шишкованием: снопы складывали вокруг гумён. столба, один конец верёвки привязывали к вершине столба, другой – к верёвоч. кольцу на шее лошади; лошадей (иногда двух-трёх и более) гоняли по кругу, они копытами вытаптывали зерно из колосьев. Солому убирали и складывали в копны.

Часть хлеба оставляли в снопах для зимней М. У нек-рых крестьян копны стояли необмолоченными по нескольку лет. Считалось, что хранение в копнах рациональнее (качество зерна лучше, чем в амбар. сусеках).

Иногда (к примеру, для посева) обмолачивали неразвязанные ржаные снопы, ударяя колосьями по прислонён. к столбу бороне, при этом спелые зёрна вымолачивались, некачествен. оставались в колосьях; их домолачивали в последующем на гумне. Изредка скошен. бобовые на гумно не перевозили, молотили, уложив в валки на ближней к загону проезжей дороге. После нескольких проходов цепами уплощённый слой соломы складывали с краёв к середине ряда. Коноплю, связанную в небольшие снопики, молотили цепами, а лён – зачастую деревян. вальками на расстеленной дерюге. Ручная М. с 1930-х гг. постепенно стала вытесняться М. конными и др. механич. молотилками; с комбайновой уборкой (с сер. 20 в.) прекратилось и применение молотилок.

На фотоснимках представлен рабочий момент крестьянок в гумне по обмолоту снопов ржи и измельчению соломы.

Внутренний вид гумна. На снимках изображены орудия труда используемые крестьянами для переработки зерна и соломы.

Абарог – хозяйственная столбовой постройка с четырехскатной крышей для просушивания и хранения сена.

Конструкция абарога позволяло поднимать и опускать крышу, обычно крытый соломой . Снизу абарог мог иметь над землей настил ( Полесье ). Известный на территории Беларуси, северной Украины , Псковской и Ленинградской области.

Кузнечное ремесло

14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы — покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров — Днем кузнеца.

Кузнечное ремесло одно из старейших ремесел Беларуси. Сельский кузнец, «коваль», изготавливал: подковы, гвозди, ножи, серпы и косы, лопаты и сковороды.

Кузнечное дело считалось у славян занятием таинственным. В славянской мифологии кузнецам покровительствовал бог огня Сварог. Подкова – самое распространенное изделие кузнеца – до сих пор считается в народе амулетом и оберегом. Прибитая над дверью концами вверх, она не пустит зло в дом; прибитая над кроватью – избавит от дурных снов; подкова в дымоходе помешает влететь ведьме.

На снимке изображён рабочий момент в кузнице экспозиции.

Гончарное ремесло и пластическая керамика

Гончарное ремесло на территории Беларуси известно с эпохи неолита, когда появились первые вылепленные вручную глиняные изделия, посуда для приготовления пищи на огне.

Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной обработке. Различали несколько способов: обваривание («гартаванне»), задымливание и глазуровка («глазуравание»). Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой («рябой), задымленная – черной, остальная – красной, глазурованной и простой.

В гончарной мастерской вы можете найти белорусский спарыш для косца в поле, есть здесь и «рынка» — сковорода-патэльня, и масленка — холодильник для масла в 14 веке, и глиняный рукомойник, «матулин жбан», бочонок для меда и многое, многое другое.

Со временем гончарное ремесло, как и многие другие, превратилось в искусство.

Отдельной темой развития гончарного ремесла является мелкая пластика. Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.

Плетение

Стародавним распространенным и чисто народным ремеслом является изготовление различных предметов из таких широкодоступных материалов, как солома, лоза, береста, корень, камыш и т.д. Это природное сырье в быту славян и других европейских народов использовалось еще в глубокой древности, в эпоху каменного века, хотя из-за своей недолговечности образцы изделий не сохранились. Использование соломы в качестве материала для плетения относится к более позднему периоду и связано с расширением земледелия на рубеже 2-го — 1-го тысячелетий до нашей эры. Оно было обусловлено как широким культивированием пшеницы и ржи, что обеспечивало человека не только хлебом, но и соломой — прекрасным материалом, который не требовал специальной подготовки и всегда имелся в хозяйстве в достаточном количестве, так и почитанием хлеба и связанными с этим аграрно-магическими воззрениями древних землеробов. Соломоплетение одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из соломенных жгутов плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки, шляпы и др.

Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле. Подвесные соломенные «пауки» изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной символизировал Создателя и его творение – Вселенную. «Паука» вывешивали на самом на самом почетном месте дома – в красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.

В отличие от изделий из соломы, большинство из которых являлось элементами аграрно-обрядовой атрибутики, лозоплетение основывалось на удовлетворении главным образом бытовых потребностей. Различными были и способы плетения, от простого и грубого (ограды, заборы, плетни), до тонкого — в мелких изделиях декоративно-прикладного характера.Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.

Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду («берасцянкi»). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, кошели («варэнькi»), вили веревки.

Лозоплетение – одно из наиболее хорошо сохранившихся ремесел на сегодняшний день. Навыки этого народного ремесла практически не были утрачены, а изделия – корзины, мебель, сувениры – пользуются неизменным спросом.

Резьба по дереву

Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины.

Композиции традиционной орнаментальной белорусской резьбы обычно красиво и свободно развиваются в виде побегов растений. Излюбленный мотив – виноградная лоза. Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные суда и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. Одними из самых распространенных орнаментов были так называемые солярные знаки или символы Солнца. Солнце олицетворяло начало жизни и чистоту человеческих помыслов. Известны и другие знаки.

Так, дерево является символом взаимосвязи всего в мире, жизни рода: корни дерева – предки, ствол – живущие, крона – будущие поколения. Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глазСовременные белорусские мастера возрождают традиции, изготавливая самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия.

Ткачество

Ткачество в Беларуси, по данным археологов, появилось уже в 3-м тысячелетии до н.э., в эпоху позднего неолита. В XVI–XVII веках ткачество и вышивка были уже широко развитым ремеслом, тогда сложились основные типы одежды и других изделий ткачества, были выработаны виды орнаментов, дошедших вплоть до ХХ века, утвердились многие их названия.

Заметные изменения в характере ткачества происходят в XVII–XVIII веках. Это было время, когда шляхта и магнаты, стремясь к роскоши, активно ориентировались на привозные ткани из Европы и Востока, что обусловило значительный толчок развития промышленного ткачества в Беларуси. Спрос на дорогие ткани способствовал созданию ткацких мануфактур в богатых магнатских поместьях. Несмотря на заимствование форм организации производства из Западной Европы, эти процессы не могли избежать влияния местных традиций. Наиболее известны мануфактуры в Кореличах, Мире, Альбе под Несвижем, принадлежавшие Радзивиллам, слонимские мануфактуры князей Огинских, а также принесшие белорусским ткачам наибольшую славу мануфактуры в Слуцке, знаменитые своими поясами. В крестьянской среде вплоть до начала ХХ века основу ткачества составляли домотканое производство из льна и шерсти. В нашем музее посетители смогут на оригинальных орудиях крестьянского ткачества полностью проследить процесс изготовления сначала льняной нити, а позже и настоящего белорусского рушника на настоящем ткацком станке.

Ткачество – один из самых распространенных видов белорусского народного искусства. Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки. Основную часть приданного девушки составляли тканые изделия: одежда, постель, рушники, скатерти.

Большая часть необходимых в хозяйстве предметов производилась на месте. В каждой семье женщины при помощи веретена, на конец которого насаживалось глиняное или каменное пряслице, пряли нити из овечьей шерсти, льна и конопли. Ткани изготавливались на вертикальном ткацком станке (с XIII в. применялся и горизонтальный станок). Льняная ткань шла в основном на мужские и женские нательные рубахи, полотенца; шерстяная — для пошива верхней одежды. Из шерсти также валяли войлок. В отделке женской одежды и шейных украшений употреблялись плетеные и тканые шерстяные и льняные ленты, тесьмы, бахромы, шнуры. Основными материалами для ткачества служили и служат лен, овечья шерсть, конопля.

С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев.

Рушник – не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике принимали новорожденного, подносили и подносят хлеб-соль, украшали красный угол в хате.

При всем многообразии декоративных и композиционных решений, которыми отличаются рушники из разных мест Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Как правило, они имеют белое поле, на котором преимущественно по концам располагается тканый или вышитый геометрический узор красного цвета, часто с небольшим добавлением черного или желтого. Скатерти (абрусы, настольники), как и рушники, также выполняли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту. Характер декора, рисунок орнамента, колорит скатертей и рушников во многом близок, хотя декор скатертей более сдержан и деликатен.

Рисунки: ромбы символизируют благополучие, солнце, красный цвет – символ огня, жизни, черный – символ земли, почвы, васильковый – цвет неба, белый – цвет здоровья, свободы.

Ткачество как народное ремесло (помимо сферы художественной промышленности) живет и развивается в Беларуси и в наши дни.

Валяние

Валяльный промысел издавна играл важную роль в быту белорусов. Он имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов.

Валяная войлочная шапка «магерка» – один из основных головных уборов белорусских крестьян. Летом белорусы носили широкополую войлочную шляпу – «брыль», «капялюш».

В конце 19 века в обиходе зажиточных крестьян появилась зимняя обувь – валенки. Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой (в том числе бисером, стеклярусом).

Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел возрождается.

Народная декоративная роспись

Расцвет этого народного искусства пришелся на вторую половину 19 века. Широкое распространение получили – росписи по дереву, ткани, стеклу. В интерьере народного жилища появляется расписная мебель, ковры на холсте, картинки и иконки на стекле. Белорусская роспись стекла выделяется среди других склонностью к растительно-орнаментальным мотивам. Кроме растительных мотивов часты изображения птиц, животных. Контуры рисунков обводятся уверенной черной линией.

Народный костюм

Основные виды одежды, составляющие народный костюм белорусов, были известны в 11-12 вв. К концу 19 – началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для мужчин – длинная полотняная сорочка, узкие штаны, пояс, иногда жилет. Разнообразны были головные уборы: войлочные «магерки», соломенные шляпы, овчинные шапки. Будничной обувью служили лыковые лапти, кожаные лапти («пасталы»); праздничной обувью были кожаные сапоги («боты»). Женский костюм состоял из полотняной сорочки с прямыми поломи, длинными рукавами, глухим воротом, завершенным отложным или стоячим воротничком, около которого ткань собиралась в мелкие сборки, льняной или шерстяной юбки («спадница», «андарак»), а также фартука, пояса, иногда безрукавки («гарсет», «кабат». «шнуровка»). Будничная обувь была такой же, как и у мужчин, а в праздники зажиточные крестьянки надевали высокие ботинки на каблучке.

На территории Беларуси исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточного строго привязанных к определенной местности. Детали народной одежды широко используются и в современной моде. Этнические мотивы остаются в числе наиболее устойчивых модных тенденций.

Деревообработка

В Беларуси, находящейся в лесной полосе Европы, практическая и художественная обработка древесины среди других видов ремесел издавна занимала ведущее место. Из этого доступного, универсального, легкого в обработке материала возводили жилье и хозяйственные постройки, мастерили мебель и транспортные средства, изготавливали орудия труда и посуду. Традиционная народная деревообработка характерна тем, что на протяжении времени не претерпела радикальных изменений. Зародившись еще в первобытнообщинное время, она и в XIX веке выделялась древними формами и характерным декором. Для изделий, предназначенных и используемых в крестьянском хозяйстве, были характерны простые геометрические узоры, символизировавшие растительные и животные формы, которым придавалось магическое значение.

Бондарное ремесло берет свое начало савремен глубокой старины и совершенствовалось многими поколениями мастеров. Свое широкое распространение оно получило благодаря доступности древесины, пригодной для изготовления посуды. Народные умельцы делали из дерева добротную посуду, необходимую в домашнем хозяйстве Емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка – «вадзянка», бочонок – «бiклага, барылка»), для хранения продуктов и различных вещей («кубел» – для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашня – «дзяжа» и др.).

Секреты своего ремесла они передавали от поколения к поколению. К мастерам этого дела относились с большим уважением, так как деревянные изделия пользовались большим спросом. Опытный бондарь владеет не только приемами изготовления посуды, но и понимает особенности той или иной породы древесины. Если нужна посуда для меда, он знает, что лучше всего для этого дела подходит липа. Мед в такой посуде остается долгое время свежим и хранит свой аромат. своеобразный аромат, который делает его намного богаче во вкусе. В посуде из дуба быстрее всходит тесто.

Мастер изготавливает свои изделия из особых дощечек, которые называют клепками. Есть два их вида – колотые и пиленые. Колотые клепки делаются вручную, пиленые – с помощью пилы. Наиболее надежными считаются колотые, они не дают трещин. Чтобы их изготовить, нужно иметь хорошие навыки, так как клепки должны получиться чистыми и ровными. Лучше всего колются клепки из сырой древесины, поэтому раньше их заготавливали прямо в лесу, на валке деревьев. Подготовленные клепки хорошо просушивают и только тогда начинают с ними работать. Между обой клепки стягиваются обручами – металлическими или деревянными. Хороший бондарь вкладывает в свое дело не только мастерство, но и душу. Вот потому любое изделие получается у него не только прочным, но и красивым.

Хотя ничего секретного то в принципе в этом ремесле нет, тем не менее каждый бочар делает эту посуду по разному: у одного получается добротная и красивая, а у другого непрочная и неказистая. Это говорит о том, что нужно не просто овладеть приемами работы бондарным инструментом, но и еще научиться чувствовать дерево, знать его свойства и учитывать их на практике. Есть инструменты, которые встретишь только в бондарной мастерской, — рубанок, циркуль, натяг, шпунтубель и бондарная скоба (скобель), круговой горбач, уторник, набойка. Круговой горбач используется бондарями для строгания внутренней поверхности бондарной посуды вдоль крал, где предполагается врезать донышко. Он подготовляет (выравнивает) края клепок перед нарезкой уторов, в которые вставляют донце. Круговой горбач состоит из колодки, представляющей собой часть цилиндра, боковая поверхность которого является подошвой рубанка. В этом случае нож у него имеет прямое лезвие.

Внутренний вид столярной мастерской. На снимках отражены инструменты используемые в работе бондарем и образцы бондарных изделий.

Плотничество и столярное дело

Плотничество (по-белорусски – цяслярства) были повсеместным занятием еще в феодальную эпоху. Основная масса плотников (теслей) проживала в селах и в качестве феодальной повинности выполняла все строительные работы в имениях и частных фермах. Артели плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви. Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.

Обработка дерева — традиционное занятие древних славян — в средневековье оставалась неотъемлемой частью хозяйственной деятельности каждого крестьянина. Из дерева делались дома и вспомогательные постройки, столовая посуда и ведра, лодки и ткацкие станки, льномялки и сохи, рукоятки для топоров, серпов, кос и многие другие предметы. Сельским жителям были хорошо известны свойства различных местных пород древесины. Учитывая легкость обработки режущими инструментами, небольшую суковатость и высокую стойкость против поражения грибками сосны, из нее изготавливалась большая часть мебели, орудий труда, бондарной посуды и другой утвари. Из хвойных деревьев, как было уже отмечено, строились также жилые постройки. Такие деревья, как береза, осина, клен, липа, — быстро разрушающиеся на открытом воздухе, — в строительстве не применялись. Положительные свойства клена (легкость обработки) и ясеня (прочность, вязкость, малая водопроницаемость) обусловливали употребление этих пород для резьбы столовой посуды, ковшей, ложек. Стойкая и прочная, но достаточно редкая древесина дуба применялась для изготовления предметов, требующих повышенной выдержки,— оглобли, большие бочки, лопаты, санные полозья и т. п.

В музее представлен ряд старинных инструментов из разных направлений деревообработки: верстаки 19 века, найденные сотрудниками музея в экспедициях, бондарные изделия. Всем этим экспонатам дана новая жизнь, все они действуют.

Приходящий сюда гость может покрутить, повертеть, построгать; убедиться, что маслобойка может превратить сметану в масло, пресс — отжать сыворотку у творога, деревянное ведро не проливает воду.

Обширным был ассортимент изделий из кости и рога. Из этого материала делали гребни, наконечники стрел, иглы, пуговицы, рукоятки ножей, ложки, спицы для прялок, булавки. Для производства использовались в основном берцовые, пястные, плюсневые кости домашних животных и рога лосей и оленей. Чтобы подготовить кость к обработке, путем длительного вываривания в щелоке ее обезжиривали, а затем под прессами выпрямляли в пластины. Многие изделия из кости покрывали художественной резьбой.

Внутренний вид сялiбы. На переднем плане сталюга- приспособление для ручной распиловки бревен на доски. На заднем плане паветь, столярка, дровник и гумно.

Мельница

Наша мельница построена в 2015 году. Относится к типу шатровых мельниц.

Ветряные мельницы стали строить в Европе около Х в., и появляются они позже водяных. Первые ветряные мельницы характеризуются тем, что корпус поворачивался вместе с крыльями под наиболее удобный ветер на специальной конструкции — козлах. Поэтому такие ветряки назывались «козловки». С ХVII в. в Европе получил распространение новый тип ветряка с неподвижным корпусом — «голландский» (известный у нас чаще как «шатровый»); вместе с крыльями у него поворачивалась только верхняя часть. Эти ветряки имели большую производительность, но «козловок» не вытеснили. Постройка мельницы требовала большого профессионального мастерства, очень внимательного отношения к выбору материала и его подготовке. Все элементы, из которых изготавливались механизмы, хорошо просушивались. Каркас делался из брусьев, обшивка — из досок, реже из гонта; зубья колес — из твердых пород древесины (граб, клен, яблоня), заготовки для них предварительно вываривали в крутом кипятке, затем сушили. А для вала годилась только древесина дуба или сосны, причем особенно ценилась нижняя часть крупного ствола, даже не комель, а фактически часть корневища. Поэтому подходящую сосну не спиливали, а почти выкапывали. Собрать мельничные колеса — большая, длительная работа, ее обычно выполняли в зимнее время, когда были завершены основные дела по хозяйству.

Внутренний вид мельницы с орудиями труда для размола зерна.

Есть еще одна своеобразная функция ветряных мельниц. Помимо того, что сегодня это уникальные объекты, известные далеко в округе, они являлись участниками многих значимых событий, связаны с легендарными историями, передающимися из поколения в поколение местными жителями. Как своеобразная память народа о своей истории, как свидетельство таланта и изобретательности местных мастеров, как пример умелого использования в условиях Беларуси сил природы в практических целях, они должны занять достойное место и в жизни современного общества. Ценность этих сооружений — и материальная, и духовная — будет только повышаться. Как и храмы, они решали проблему организации пространства, создания доминирующих композиционных акцентов (ведь места размещения храмов, как и ветряных мельниц, неслучайны) и, что очень важно, зрительной и духовной связи местных жителей. Вертикальные композиции, активно вторгаясь в верхние, господствовавшие слои воздушного пространства, обязательно находясь в поле зрения многих людей, наилучшим образом выполняли функцию объединения.

БАНЯ ПО-ЧЁРНОМУ

В чем заключаются особенности и польза этого очень древнего и интересного вида бань? Они появились в восьмом веке, и представляла собой низкую избушку с низкой дверью и высоким порогом. Именно поэтому жар в этой бане держится у пола. Внутри, у входа, чаще справа, была сложена печь-каменка. Складывали её из крупных валунов или «дикого камня», сверху насыпали мелкий булыжник, а затем его перемешивали с чугунными чушками. Валуны из гранита и известняка не использовали, так как, если после нагрева на такой валун плеснуть воды, то он может взорваться как бомба или раскрошиться, придя в негодность.

Русскую баню по-чёрному можно всегда определить по дыму, который выходит из всех щелей, дверей и окон бани.
Печь топят до «красных камней», сжигая большое количество дров. Затем берут несколько камней специальными кузнечными щипцами и кидают в бочку с водой — «садят» воду. Так делали горячую воду для мытья. Рядом стояла бочка с холодной водой. За каменкой, вдоль стены — полок. Вдоль другой стены – лавки для мытья. Полок — широкая лавка в рост человека с изголовьем, под потолком, на неё ложатся ногами к каменке и парятся. Редко делали полок со ступеньками или подступью для мытья.

Пол в бане. земляной для придания истинно банного духа, пол в бане стелили еловыми или сосновыми ветками, а где и просто соломой. В богатых, царских банях пол стелили душистым сеном. Париться в бане можно как только её протопили. Когда баня топиться, дым из каменки идёт через дверь, вот поэтому и назвали её баней по-чёрному, трубы то в ней не было. Стены, потолок, полок, жерди, для развешивания одежды, лавки для мытья – всё в этой бане становится черным. Перед парением обмахивали веником лавки, полок, стены от сажи и копоти. Деревянные полок тщательно скоблили до глади, чтобы не занозить ноги и тело.

Каменку топили до «красных камней», сжигая большое количество дров.

Очаг – каменку делали на земле. Пол был земляной практически до двери. Когда дрова в каменке прогорали, зев топки светился ярко алым цветом, обдавая жаром. На полу и чуть выше было жарко, только поверху летал серый дымок – угар.

Как только протопили и нагрели камнями воду, разворошили камни кочергой, чтобы убедиться, нет ли не сгоревших головней и синих всполохов огня, затем подают ковш воды на раскалённые камни, для пара, но дверь оставляют открытой, для вытеснения угарного газа. Когда банька постояла открытой часа полтора и угарный газ вышел, дверь закрывают. Льют на камни отвары с мятой, настойки хрена или хвойные настойки, для создания ароматного и полезного пара в баньке. Ждут пока баня нагреется и затем, раздевшись снаружи, залезают вовнутрь. Дверь бани специально открывалась вовнутрь, так, чтобы закрывая её, человек проходил мимо жаром пышущей каменки. Пар при этом не вытягивался в дверные щели и дверь не распахивалась настеж. В нашем народе с древности бани были местами проведения различных обрядов: принятие гостей, свадьба, венчание, рождение ребёнка. В бане прощались с покойником, шли в неё на родительскую субботу и в поминальные дни. Для себя топили 2-3 раза в неделю, а если кто-то заболевал, то и каждый день. Обязательным было обливание холодной водой или окунание в неё, а зимой катались в снегу и растирались им.

Броварка

Наряду с функционированием цехов и демонстрацией действующих технологий (мукомольного производства, деревообработки, гончарства, кузницы, и др.) в музее можно познакомиться с работой участка по изготовлению традиционных белорусских напитков.

Интерес музея к этому виду промысла предыдущих поколений вызван широким географическим распространением и изготовлением домашней водки (самогона), начиная с IX века. Это дает право утверждать, что наряду с такими продовольственными промыслами, как хлебопечение, пчеловодство, сыроварение, — самогоноварение на протяжении многих веков было традиционным.

Кузнечное ремесло

Кузница. Кузнечное дело считается одним из самых древних ремесел после обработки камня.

Кузнечное дело пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена одновременно с обработкой камня и дерева человек постигал тайны кузнечного мастерства. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты давних времен: небольшие круглые камни с кольцевым пояском — молотки, овальные плоские массивные камни — наковальни. При микроскопическом изучении на поверхности этих камней были обнаружены следы самородного металла. На стенах древних египетских храмов сохранились рельефы, изображающие людей, работающих каменными молотками.

До 12 века кузнецы были «по совместительству» и гутниками — мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Примерно в конце 11 — начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14—17 веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии — мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединяться в цеха. Во второй половине 17 века многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции. Учеба могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии.

За более чем 10 тысяч лет кузнечное дело превратилось в одно из самых нужных и необходимых производств, без которого невозможно создание ни одной машины и механизма, ни одного станка и космического корабля. Сегодня кузницы страны оснащены самыми мощными в мире прессами и молотами, их обслуживают роботы и манипуляторы, управляемые с помощью ЭВМ. Изделия из металла на территории Беларуси появились хоть и позже, чем керамические, деревянные или костяные, однако также достаточно давно — в начале 2-го тысячелетия до н.э., во времена бронзового века, ознаменованного появлением медных и бронзовых изделий. Начало выплавки железа из местных болотных руд привело к развитию кузнечного дела — одного из старейших ремесел на Беларуси. В народном быту белорусов обработка металла занимала не такое важное значение, как работа с деревом, глиной и другими широкодоступными материалами, была представлена в основном обработкой черных металлов и вплоть до XIX века велась мастерами-ремесленниками в городских или местечковых кузницах. Весь широкий диапазон кузнечных изделий можно разделить на несколько основных групп, связанных с выполнением определенных видов работ и объединяющих предметы, близкие по своему функциональному и практическому применению: подковывание лошадей, кузнечное ремесло в строительстве, оковка транспортных средств (колеса, полозья саней и т.д.), изготовление кузнечных изделий в быту (инструменты, сельхозинвентарь и т.д.).

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей — односельчан и жителей окольных деревень. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.

Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи — племянники, братья и сыновья. Кованые изделия сегодня — это дорогие предметы роскоши или изящные произведения искусства До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами.

На снимке работа в кузнице учащихся колледжа являющихся членами исторического кружка.

Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы. Так как профессиональная деятельность кузнеца хорошо оплачивалась и была уважаемой, хоть порой и тяжелой, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело вступить в сообщества кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В белорусском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр. Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня — это дорогие предметы роскоши. Зачастую — это красивые, изящные произведения искусства. Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время Славянского базара в Витебске ежегодно проходит Бал Гефеста. Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор. Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа — кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы.

Предметы из железа выковывались сельскими кузнецами. В отличие от цветных металлов, которые в Беларусь поступали издалека, железо добывалось из болотной и озерной руды, залежи которой в Беларуси повсеместны.

На снимке образец болотной руды.

Для этого сооружались небольшие куполообразные глиняные печи-домницы с отверстием для сопла. В них вперемежку загружались руда и древесный уголь. Затем уголь поджигался и с помощью кожаных мехов через сопло в печь нагнетался воздух. Таким образом достигалась относительно высокая температура — 700 —1200°С, достаточная для восстановления из руды железа. В результате, в печи образовывалась пористая железная масса — крица. Деревенское кузнечное ремесло отличалось высокой степенью сложности и не уступало городскому. Сельские мастера владели передовой для того времени технологией обработки металла. Им были известны различные способы получения стали. Основными техническими приемами в кузнечном ремесле были: свободная ковка, сварка железа и стали, термическая обработка стали, цементация железа и стали, резание металла на точильных брусках и напильником, пайка железа и стали и др.

На снимках отражены образцы кузнечной работы выполненной сельским кузнецом.

Кроме сельскохозяйственных, охотничьих и рыболовных орудий, различных бытовых предметов кузнецы изготавливали инструментарий для других ремесел. В плотницкой и столярной работе использовались металлические топоры, долота, сверла, ножи, скобели, резцы, стамески. Основными инструментами для обработки кости являлись железные нож, топор, пилка и сверло.

Кузнечное дело в отличие от других ремесел, вызвало необходимость оборудовать специальные помещения – кузницы, которые были оборудованы горном и воздуходувными мехами. Горн является одним из главных элементов кузницы и служит для нагрева металла при кузнечной ковке. В качестве топлива для горна обычно использовался древесный каменный уголь. Основными инструментами кузнеца всегда являлись – наковальня, клещи, молоты, зубила, пробойники, напильники, гвоздильни, кузнечные тиски, наждачные камни, Молоты подразделялись по весу: ручники- весом до одного килограмма и молоты – кувалды весом более одного килограмма.

В музее все эти виды работ представлены в кузне, где любой желающий может сам «приложить руку» к изготовлению подковы, добавить жару в кузнечный горн и в качестве подарка получить готовую подкову своего счастья.

Внутренний вид кузницы. На снимке изображена: рабочий момент кузнеца с видом горна, наковальни.

В этой статье мы приоткроем одну из страниц кузнечного искусства. Мы познакомим любителей технического мастерства с красотой кованого художественного металла, расскажем об основных приемах работы, инструменте и оборудовании.

Кузнечное дело связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота, поэтому для удобной и безопасной работы необходимо подобрать для кузницы подходящее место, обзавестись надежным инструментом, приобрести брезентовый фартук, рукавицы и защитные очки. Все кузнечные работы желательно проводить на открытом воздухе, место выбрать такое, где бы вы не мешали окружающим.

Основные инструменты кузнеца — молоток, клещи, наковальня, тиски и горн.

Молоток, или, как его называют кузнецы, ручник, несет главную ударную нагрузку, н поэтому он должен быть особенно надежен.

На снимке: образцы инструмента применяемых в кузнице.

Расклинивать рукоятку молотка лучше при помощи металлического «заершенного» клина. При работе «в две руки», то есть с молотобойцем, применяют тяжелые боевые молоты или кувалды весом до 16 кг.

Кузнечными клещами вынимают нагретые заготовки из горна и удерживают их во время ковки. Клещи должны быть легкими, с пружинящими рукоятками. Для зажима заготовки на рукоятки клещей иногда надевают специальное кольцо — шпандырь.

Губки клещей должны соответствовать форме заготовки. Клещи с плоскими губками предназначены для плоских листовых и полосовых заготовок, с цилиндрическими или уголковыми губками — для продольного захвата круглых прутков, с радиусными губками — для захвата заготовок сложной формы.

Большинство кузнечных работ производят на наковальне. Существует несколько разновидностей наковален, начиная от прямоугольного стального бруса до наковален с несколькими рогами, различными технологическими выступами и отверстиями.

Наковальня и шперак

Наиболее удобна в работе двурогая наковальня массой от 70 до 250 кг. На ее лицевой поверхности имеются одно или два круглых отверстия (диаметром 12—15 мм) для пробивания отверстий в поковке и одно квадратное отверстие (35 X 35 мм), расположенное в районе хвоста, в которое вставляют подкладной инструмент (нижняки).

Наковальню устанавливают на массивную деревянную колоду-стул, которую закапывают в землю и хорошо утрамбовывают или заливают бетоном. При мелких работах наковальню можно устанавливать просто на скамью через прокладку из толстой листовой резины. О хорошем качестве наковальни говорит высокий и чистый звук при ударе по ней молотком. Поверхность наковальни должна быть ровной и гладкой, а края — без заминов и сколов.

Для мелких работ в качестве опорного инструмента применяется шперак, который вставляют хвостовиком в квадратное отверстие наковальни.

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или боевой молот при выполнении определенных операций.

Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что оно имеет отверстие (всад) для рукоятки. Рабочая часть зубила может располагаться параллельно рукоятке или перпендикулярно. В первом случае зубило служит для поперечной рубки, во втором — для продольной. Для рубки заготовок без молотобойца применяют подсечку, которую устанавливают в гнездо наковальни, а на нее накладывают заготовку и рубят ударами ручника.

Отверстия пробивают пробойниками, у которых рабочая часть может быть круглой, квадратной или прямоугольной в зависимости от формы пробиваемых отверстий.

В качестве парного подкладного инструмента для придания поковкам правильных цилиндрических или призматических форм применяют обжимки, а Для ускорения протяжки металла — подбойники. Верхняя часть инструмента (верхники) имеет деревянные ручки. Нижнюю часть (нижники или исподники) вставляют четырехгранным хвостом в квадратное отверстие наковальни. Для высадки головок болтов и гвоздей применяют специальные доски с отверстиями — гвоздильни.

Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют разнообразные фасонные и профильные оправки, плиты с отверстиями для штырей, пазами и вырезами.

Для выравнивания поверхностей применяют гладилки с плоскими или цилиндрическими рабочими поверхностями и различные типы напильников и другой ручной инструмент используемый для обработки металла и замеров.

На снимке образцы инструментов используемых кузнецом для разметки металла, обработки и замеров.

Оборудование используемое сельскими кузнецами.

Горн — наиболее сложный инструмент кузнеца. Стационарные горны устанавливают обычно у капитальной стены или в центре помещения, они служат как бы сердцем кузницы.

Постамент для очага делают из металла, кирпича или камня. В сельских местностях это чаще просто ящик с деревянными, кирпичными или каменными стенками, заполненный утрамбованным песком с глиной и камнями.

Кузнечный мех служит для получения сильной струи воздуха, направляемой на горящие угли в горне для усиления процесса горения.

На снимке меха кузнечные и схема работы.

Мех состоит из трёх досок, соединённых между собой кожаной гармоникой М, Н. Средняя доска укрепляется неподвижно, нижняя может двигаться вверх и вниз, вращаясь на кожаной петле Д; верхняя доска может подниматься, вращаясь на петле В.Действие меха состоит в следующем. При движении нижней доски вверх воздух, находящийся в отделении я, сжимается и, открывая клапан С, переходит в отделение б и выходит через сопло О в горн. При движении нижней доски вниз воздух в отделении а разрежается и наружный воздух открывает клапан Г, входя в нижнее отделение.

При помощи тяги от рычага или непосредственно действуя рукояткой е двигают нижнюю доску вверх — вниз и получают более или менее ровную, непрерывную струю воздуха из сопла.

Кузнечные стуловые тиски предназначены для зажима заготовок.

На снимке тиски кузнечные и слесарные.

Предназначены для тяжелых слесарных работ и кузнечных работ. Для крепления тисков на месте работы служит удлиненная часть неподвижной губки и отверстие выполненное в крепящей пластине. – подвижная и неподвижная губки, изготовленные из высококачественных стальных отливок, гарантируют высокий срок эксплуатации тисков. (поэтому в отличие от чугунных они хорошо выдерживают удары) и надежно крепятся на специальном стуле или на основном столбе верстака. Для слесарных работ в кузнице применялись тиски слесарные.

Тиски́ (иногда называют тисами) — слесарный инструмент для фиксирования детали при различных видах обработки (пиление, сверление, строгание и т. д.). Тиски представляет собой пару параллельных пластин, одна из которых обычно неподвижна, а вторая прижимается к детали при помощи винта. Тиски изготавливаются из различных материалов, слесарные чаще всего из металла.

Для свения в кузницах, не располагающих электрической энергией, применяется настеный сверлильный станок с ручным приводом Станок крепится на стене кузницы с таким расчетом, чтобы маховичок для регулирования подачи сверла находился на высоте не более 1,5 м. Штурвал служит для вращения с помощью конических зубчатых колес шпинделя с патроном и сверлом.

Для заточки и шлифовки кузнечных изделий в кузницах применялись заточные и обдирочно-шлифовальные станки, ножные или с ручным приводом.

На снимке настенный сверлильный станок с ручным приводом.

Для работы в полевых условиях, а также для любительских целей можно сделать несложный переносной горн. Другой вариант — расположить очаг в углублении в земле. Воздух подают бытовым электровентилятором, пылесосом или ножным автомобильным насосом. Топливом служат древесный или каменный уголь, кокс, торф, дрова и кора, а также их смеси. Для небольших кузнечных работ можно сложить очаг из огнеупорного кирпича, использовав для нагрева паяльную лампу.

Кованые художественные изделия обычно выполняют из низкоуглеродистых сортов стали. Отобрать такую сталь несложно: она практически не дает искр на наждачном круге. Нагревают заготовку на спокойном огне до светло-желтого (лимонного) цвета, не допуская горения металла. Прекращают ковать при темно-красном свечении.

Музей сегодня…

За время сосуществования музея сделано очень многое.

А ГЛАВНОЕ — ВОССОЗДАНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ, НАСТОЯЩИМ И БУДУЩИМ.

Сегодня в музее колледжа проводятся экскурсии, выставки, встречи с ветеранами, ведется поисковая работа. В начале каждого учебного года новички приходят в музей, чтобы узнать историю учебного заведения, в котором им предстоит учиться. Школьники, чтобы выбрать себе специальность или профессию. Заходят и старшекурсники. Им интересны экспонаты, созданные их руками.

Обучающиеся колледжа ведут поисковую работу, участвуют в краеведческих чтениях колледжа, области.

Мы активные участники областных конкурсов музеев профессиональных образовательных учреждений.

Наш музей является поистине важным средством воспитания гражданственности, патриотизма и высокой нравственности. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные отзывы в Книге отзывов, начатой 25 октября 1969 года в день открытия музея и продолжающейся по сегодняшний день. Вот некоторые из них: — «Спасибо за сохранение ценностей моральных и материальных и за ту прекрасную возможность прикоснуться к ним, которую мы получили, посетив музей» От имени участников Республиканского семинара — «Самые лучшие слова признательности за проведенную работу и экскурсию. Успехов в деле патриотического воспитания учащихся» Гл. инспектор Управления социальной и воспитательной работы В.Ф. Клевко — «Мы должны гордиться, что в нашем учебном заведении есть такой замечательный музей. Знать историю своего учебного заведения, города, своей республики – значит быть настоящим гражданином и патриотом. А, следовательно, это обязательно для всех» Учащиеся гр. 41ум— «Все собрано с большой любовью, экскурсии проводятся на самом высоком уровне» Зав. отделением технического и художественного Дома творчества — «Группа участников областного методического объединения благодарит за интересную экскурсию.